24 февраля 2023 г. Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США («
OFAC») опубликовало разъяснение (FAQ) №1118 («
Разъяснение»)
1 по вопросу уплаты так называемого «налога на выход», являющегося одним из условий для получения согласия Подкомиссии (как определена ниже) на отчуждение российских активов лицами, связанными с «недружественными» юрисдикциями.
«Налог на выход»30 декабря 2022 г. Министерство финансов РФ опубликовало выписку из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации №118/1 от 22 декабря 2022 г. («
Выписка» и «
Подкомиссия»).
2Согласно Выписке при рассмотрении вопросов о выдаче разрешений на отчуждение акций и долей в уставных капиталах российских хозяйственных обществ иностранными лицами из «недружественных» государств Подкомиссия должна исходить из ряда условий.
Одним из условий является рассрочка платежа на 1−2 года и/или обязательство по осуществлению «добровольного направления в федеральный бюджет» не менее 10% от суммы сделки (так называемый «налог на выход»).
Генеральная лицензия № 13D24 февраля 2023 г. OFAC выпустило обновленную генеральную лицензию №13D о разрешении определенных административных платежей («
Генеральная лицензия»).
3Генеральная лицензия разрешает Лицам США
4 до 6 июня 2023 г. уплачивать налоги, сборы и импортные пошлины, а также получать лицензии и иные разрешения на операции и сделки, которые запрещены Директивой 4 к Исполнительному указу Президента США №14024 от 15 апреля 2021 г. (при условии, что такие операции и сделки не выходят за рамки обычной деятельности и необходимы для повседневных операций).
РазъяснениеОдновременно с публикацией Генеральной лицензии OFAC выпустило разъяснение относительно того, охватывают ли положения Генеральной лицензии уплату «налога на выход».
Согласно Разъяснению:
- Генеральная лицензия разрешает только те операции и сделки, которые не выходят за рамки обычной деятельности и необходимы для повседневных операций;
- однако «налог на выход» не соответствует вышеуказанным условиям и не разрешен Генеральной лицензией.
Таким образом, если сделка продажи акций/долей в уставном капитале предполагает уплату «налога на выход», то Лицам США необходимо обратиться в OFAC за получением индивидуальной лицензии.
Разъяснение релевантно не только в ситуациях, когда продавец является Лицом США. Исходя из широкой трактовки запрета на «способствование» (facilitation) сделок, запрещенных санкционным законодательством США, Лица США могут занимать осторожную позицию и не принимать какие-либо корпоративные или иные решения, связанные с уплатой «налога на выход» (или сделкой в целом) в отсутствие индивидуальной лицензии OFAC.
При этом, по нашему опыту, сроки рассмотрения OFAC обращений о выдаче лицензии могут значительно варьироваться (от нескольких месяцев до года или более), а возможность получения лицензии зависит от структуры и условий сделки, а также вовлеченных лиц.
На наш взгляд, в сложившейся ситуации участники рынка могут рассмотреть возможность альтернативных вариантов уплаты «налога на выход»: например, оплату российским покупателем и соответствующее снижение покупной цены. При этом в отсутствие соответствующих разъяснений Лица США могут негативно отнестись к подобной структуре платежей (опасаясь риска обвинения в обходе санкционных ограничений) и настаивать на получении индивидуальной лицензии OFAC.